Символы и письмена на палеолитических скульптурах Макоши

На некоторых скульптурных изображениях Макоши присутствуют символы, знаки и даже письмена.

На груди фигурки из Костёнок (44 – 34 тыс. лет) виден орнамент, который можно уверенно идентифицировать как многократное повторение символа «Незасеянное поле», являющегося символическим атрибутом Макоши.

На спине фигурки мы видим надпись, состоящую, очевидно, из букв. Из-за плохого качества изображения прочитать её не представляется возможным. Но даже в таком виде отчётливо различимы буквы, аналогичные современным.

Здесь мы только отметим, что первый сверху ряд весьма уверенном может быть идентифицируем с буквой Е или эпсилон, второй – с К или каппой, третий – с B или бетой, четвёртый – с H или этой, пятый – с T или теттой, шестой – с S или сигмой, седьмой – с P или пи, восьмой – с O или омикрон (буквы даны в латинском написании).

Поэтому утверждать о том, что знаки на Макоши из Костёнок являются буквами, нам представляется весьма возможным.

Для сравнения на цветной врезке – элемент русского полотенца, на котором вышит аналогичный символ «Дерево жизни». Справа вверху на фото дан образец «Дерева жизни» с участком Макоши из Бешеново, идентифицируемым как Дерево жизни. А также представлена эмблема Сбербанка России, являющаяся стилизованным изображением Дерева жизни (без центрального ствола).

На реке Сейм располагается палеолитическая Авдеевская стоянка (21 – 20 тыс. до н.э.). Фигурки Макоши вырезаны из кости и, как правило, сделаны по единому художественному канону – обнаженная женщина со слегка склоненной к груди головой, непропорционально тонкими, сложенными на животе руками и слегка согнутыми ногами, с гладкими, без проработки, лицами.

Однако, в 1977 г. учёные нашли в Авдеево статуэтку, имевшую лицо. Древний мастер тщательно вырезал у фигурки глаза, щеки, нос, уши, прическу – спереди небольшая челка, уши открыты, а волосы забраны назад и опущены на шею. Изображённая женщина имеет явно европеоидные черты и достаточно юный возраст.

По мнению ученых, Макоши пользовались «особым вниманием обитателей стоянок каменного века и, вероятно, использовались во время проведения религиозных церемоний». По всем особенностям культуры Авдеевская стоянка очень близка к Костёнкам I (верхний слой).

Начиная с 6 – 5 тыс. до н.э., мы можем проследить распространение культа Макоши, рассеивающего вслед за передвижением славянских переселенцев.

В трипольское время (6 – 4 тыс. до н.э., между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем, а также на территории Румынии) славянское религиозное искусство приобрело более отчётливые формы, совмещённые со славянским религиозным свастическим символизмом.

Мы видим и «ёлочный» орнамент, и лист с прожилками, символизирующий Дерево жизни, и расположенный на животе фигурки символ «засеянное поле», означающие беременность, зарождение новой жизни.

На груди одной из трипольских Макошей имеется змея, пояснения которой находим у Б.А. Рыбакова:

«Земледельцы энеолита 4 – 3-го тысячелетий до н.э. (в их числе были и языковые предки славян) выработали свою систему представлений, которая во многом передалась будущим поколениям. Земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась женщине (или деве), «понёсшей во чреве своем». Дождь олицетворялся грудью женщины или ужом, выползающим во время дождя».

На месте Авдеевской палеолитической стоянки существовала тшинецкая культура, распространённая от реки Варта на западе до реки Сейм (Семь), левый приток Десны, на востоке.

На предметах славянской тшинецкой культуры мы обнаруживаем все признаки устоявшегося культа Макоши: сосуды с четырьмя грудями, сам символ «Новая жизнь» и свернувшегося двойной спиралью «Ужа». А также находим этому подтверждение у Б.А. Рыбакова:

«Наиболее частым оформлением двух рожениц в энеолитическом искусстве Центральной и Восточной Европы является изображение четырёх женских грудей, неразрывно связанных с символикой питающей влаги, т.е. опять-таки с дождем. Эта символика доживает в орнаментике посуды до середины бронзового века, встречаясь у праславян (тшинецкая культура 15 – 12 вв. до н.э.)».

Ёлочный славянский орнамент распространился в другие местах расселения протославян [1472]. В частности, до кавказоидно-греческого вторжения он присутствует на женских статуэтках из Анатолии (3 тыс. до н.э.), и точно такие же культовые предметы обнаружены и на территории микенской Греции, на Крите. Прослеживается идентичность орнамента анатолийской Макоши и Макоши из сербского села Бешеново.

Интересно в данном контексте рассмотреть происхождение названия «Анатолия». В тур. Anadolu, где ana- по-азербайджански – мать. А –dolu означает славянскую богиню Долю, спутницу и благое проявление Макоши и является корнем слова идол. То есть мы получаем: Анатолия – Мать Богиня – Мать Макошь.

Анатолия географически срединная часть Турции, выступающая в море на юге мысом Анамур и горами Тавра, на севере – Западно-понтийскими горами. Что при соответствующем воображении позволяет соотнести эту местность с пышными формами беременной женщины, а в соответствии с существовавшей в то время традицией производить гидронимы и топонимы от имён славянских богов топоним, произведённый от богини Матери счастливой судьбы Доли, выглядит вполне уместным и естественным.

Расселяясь в восточном направлении, славянские племена отмечали местные варианты культур общеславянским культом Макоши.

В культуре Намазга-Тепе 2-й половины 5-го – начала 4-го тыс. до н.э., расположенной на территории Туркмении, найдены фигурки женщин, аналогичные славянским палеолитическим изображением Макоши.

Причём у статуэтки времени Намазга V отчетливо виден на животе колос, очевидно, символизирующий плодородие-беременность, и две косы, спускающиеся от головы на шею и грудь. Напомним, косы – часть символизма Макоши. Колос, изображённый на животе фигурки из Намазга, идентичен колосу, изображённому на животе трипольской Макоши.

Отметим, что наивысший расцвет культуры Намазга-Тепе пришёлся на конец 3-го – начало 2-го тыс. до н.э. – как раз того времени, когда сюда добрались славянские переселенцы из районов Триполья. Поэтому статуэтки богини-матери Макоши трипольцев и туркмен времени 3 – 2 тыс. до н.э. так схожи.

В середине и 2-й половине 2-го тыс. до н.э. наблюдается упадок культуры, который учёные связывают с перемещениями племён. Что подтверждается и данными языков: через Парфию, Бактрию, Согд славяне европеоиды (туркмены – европеоиды с незначительной монголоидной примесью) пришли в Иран и принесли авестийский язык.

«По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племён шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе».

На основе которой в 15 – 12 вв. до н.э. предки славян создали комаровскую культуру, существовавшую в Прикарпатье, Западной Подолии, на Волыни, в Среднем Побужье, частично на правобережье Среднего Приднепровья, в Западном Прикарпатье – до 8-начала 7 вв. до н.э.

С 13-го в. до н.э. на основе шнуровой керамики культуры образовалась лужицкая культура, распространённая на обширной территории от побережья Балтийского моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни. В изображениях предметов лужицкой культуры мы находим символ, идентичный двойной спирали, выгравированной точками на амулете из зуба мамонта со стоянки Сунгирь.

Очевидна полная тождественность этого символа аналогичным символам трипольских, лужицких и др. славян. В лужицкой и трипольской культурах находим и сосуды с грудями рожениц. И лужицкие заколки идентичны заколам со стоянки Сунгирь. Этот же символ находим в фатьяновской культуре 2-го тыс. до н.э., распространённой в Ярославской области.

Интересен погребальный обряд, который предусматривал захоронения в ямах со скоплениями угля и иногда охры. Что также аналогично захоронениям в Сунгири.

Фатьяновская культура, по мнению большинства учёных, принадлежит к общности культур шнуровой керамики и боевых топоров и распространяется на территории, занятой волосовскими племенами – конца 3-го – 1-й половины 2-го тыс. до н.э., распространённой в бассейне реки Ока, ниже города Рязань и в низовьях реки Клязьма. Костяные и каменные статуэтки волосовской культуры имеют сходные черты со статуэтками Макоши.

Волосовская культура принадлежит к кругу ямочно-гребенчатой керамики культуры (конец 4 – середина 2-го тыс. до н.э.), распространённой в лесной полосе Восточной Европы из Волго-Окского междуречья на север до Финляндии и Белого моря, на юг – до рек Воронеж и Дон.

Весьма показательны находки статуэток Макоши из Караново (Южная Болгария) и Трои.

Нижний слой Караново датирован 6 – 5 тыс. до н.э. и содержит керамику с белой росписью по красному фону, а также остатки больших прямоугольных жилищ с печами (культура Караново I). Третий слой оставлен культурой Веселиново середины 5-го тыс. до н.э.) и характеризуется чёрной и серой лощёной керамикой и сосудами на 4 ножках.

Пятый слой оставлен культурой Марица начала 4-го тыс. до н.э. и имеет серую керамику с углублённым орнаментом, заполненным белой пастой. Шестой слой принадлежит к болгарскому варианту культуры Гумельница середины 4-го тыс. до н.э. и представлен домами с печами, запасами зерна и керамикой, украшенной графитной росписью.

Седьмой слой относится к 3-ему тыс. до н.э. и содержит дома с апсидами, чёрную и коричневую керамику со шнуровым орнаментом.

Среди находок слоёв Караново III (сер. 5-го тыс. до н.э.) и Караново VI (сер. 4-го тыс. до н.э.), как и в Трое, мы отмечаем присутствие женских статуэток, полностью идентичных палеолитическим фигурками Макоши, найденным на Русской равнине, и трипольским статуэткам Макоши. Видим также соответствующий славянский орнамент.

Как и всё славянское, Караново поименовано просто – «холм с остатками древних поселений». Однако практически полная идентичность находок со всеми воспетой Троей должна была заставить археологов дать «холму» более достойное наименование – Караново возраста 5 тыс. до н.э. аналогично по уровню мастерства с Троей возраста 3 – 2-го тыс. до н.э.!

Статуэтки Макоши и грузики от ткацких станков (культ Макоши-пряхи) найдены также в старчево культуре 5 – 4-го тыс. до н.э. близ Белграда.

Можно ещё подробнее представить археологические данные, свидетельствующие о широчайшем распространении общеславянского культа Великой матери Макоши, и все они будут говорить о зарождении и становлении этого культа на территории Русской равнины и последующем его распространении славянскими переселенцами в территории их расселений – Месопотамию, Азию, Египет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)