Понятие педагогические способности

Способности – индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Педагогические способности – комплекс свойств, качеств личности, обеспечивающих успешность овладения педагогической деятельностью. Способности формируются на базе задатков (наследственной предрасположенности) в течение жизни человека. Задатки − анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития способностей.

Педагогические способности по В. А. Крутецкому включают в себя следующие компоненты:

  • Расположенность к «детям» (к субъекту педагогического воздействия) − требовательность к себе, требовательность к другим людям, доброта, справедливость, ответственность за другого человека.
  • Экспрессивно-речевые способности − хорошая дикция, оптимальные громкость и темп речи, выразительность речи, ее лаконичность и логичность.
  • Дидактические способности − способность объяснять, разъяснять, делать доступной сложную информацию.
  • Суггестивные способности − способность воздействовать на психику и поведение людей незаметно для них (внушающее воздействие).
  • Академические способности − способность педагога к освоению той науки, основы которой он преподает.
  • Коммуникативные способности − способность к общению.
  • Организаторские способности − способность организовать свою деятельность и деятельность обучающихся.
  • Перцептивные способности − способность восприятия и оценки внутреннего состояния субъекта по внешним признакам.
  • Выдержка, самообладание, педагогический такт заключаются в уважении к обучающимся и коллегам, способности устанавливать продуктивные отношения, сохранять спокойствие в сложных ситуациях.
  • Педагогическое воображение − способность предвидеть результаты педагогической деятельности.
  • Распределение внимания − способность выполнения двух работ одновременно.
  • Оптимальное для педагогического процесса психическое состояние − положительная самооценка, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Оценивая свои педагогические способности, следует учитывать следующее:

  • педагогические способности развиваются в процессе овладения педагогической деятельностью;
  • отдельные компоненты педагогических способностей развиваются в других видах деятельности;
  • недостаточное развитие одних компонентов педагогических способностей может компенсироваться развитием других компонентов (за исключением расположенности к «детям»).

Степень и особенности подготовленности педагога к профессиональной деятельности характеризуются словами компетентность, мастерство, искусство, культура. Профессионально-педагогическая компетентность выпускника высшей школы характеризуется достаточным для начального этапа осуществления профессионально-педагогической деятельности уровнем знаний, умений и опыта. Накопление опыта педагогической работы, реализация самообразования ведут к повышению компетентности преподавателя.

Педагогическое мастерство – высокий уровень владения педагогической деятельностью, обеспечивающий её стабильные положительные результаты.

Педагогическое искусство – высокий уровень владения педагогической деятельностью, характеризующийся творческим подходом к ней. Педагогическая культура включает в себя профессионально-педагогическую направленность личности, необходимые для педагога знания, умения, опыт деятельности, профессионально значимые личностные качества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)