Блок-схема алгоритма анализа, контроля и рационализации процесса маркетинга

Неотъемлемой частью маркетинга являются анализ, контроль и рационализация маркетинговой деятельности. Необходимо отслеживать уровень выполнения принятых программ, реализации стратегий, достижения целей маркетинга. Даже хорошо отлаженная система нуждается в постоянной рационализации. Чем чувствительнее и восприимчивее она к рыночной конъюнктуре, инновациям, тенденциям международного бизнеса, тем больше шансов на успех.

К наиболее существенным факторам, вызывающим корректировку маркетинговых программ, относятся:

  • отклонения (в сторону увеличения или уменьшения) по объему и качеству реализуемых товаров;
  • повышение или понижение спроса потребителей на товар в сегменте, в котором его позиционирует предприятие;
  • возникновение новых форм сотрудничества с конкурентами;
  • обнаружение новых, более эффективных сегментов и ниш на рынке.

Блок-схема алгоритма анализа, контроля и рационализации процесса маркетинга представлена на рис. 8.5.

Значительное влияние на маркетинговые программы оказывают новые научные разработки и достижения передовой практики по функциональной организации и технологии процесса маркетинга, а также отклонения от программного режима в силу неудовлетворительного выполнения принятых решений по объективным и субъективным причинам.

Система управления маркетингом должна самоорганизовываться, самоуправляться. Однако в практической деятельности вполне возможны сбои (например, плохой урожай, более высокая конкуренция, чем прогнозировалась, и т.п.), отдельные элементы системы могут оказаться устаревшими, а новые вовремя не внедрены. Поэтому необходим постоянный контроль, в процессе которого устанавливают:

  • в плановом ли режиме работает система маркетинга;
  • какие элементы ее не работают или слабо адаптированы, невосприимчивы к инновационным решениям;
  • какие новшества, используемые конкурентами, не внедрены и почему;
  • какие новшества можно внедрить, чтобы система работала эффективнее, чем в других аналогичных предприятиях.

Таким образом, контроль позволяет своевременно выявить недостатки, устранить их, внедрить прогрессивные элементы, сделав систему маркетинга более эффективной.

Систематическому контролю подлежит выполнение маркетинговых программ (месячных, квартальных, по периодам, годовых и перспективных). При негативных отклонениях выясняют их причины, разрабатывают меры по их устранению. Контроль за деятельностью работников службы маркетинга выявляет степень использования должностных полномочий, способность к творческому подходу, владение искусством маркетинга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)