Значение педагогических взглядов В. А. Сухомлинского
Личностно-ориентированная образовательная модель В. А. Сухомлинского открывает широкие возможности для решения таких актуальных задач, как демократизация, гуманизация и гуманитаризация системы образования. В центре внимания личностно-ориентированной образовательной модели находится ребенок, развитие его способностей, его становление как личности. Меняется и роль учителя: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для актуализации его самообучающей и самовоспитательной деятельности.
При всех различиях их взглядов базовые, фундаментальные положения их концепций дополняют и развивают друг друга. Это позволяет говорить о единой гуманистической философской и психолого-педагогической парадигме, в русле которой развивается теория и практика личностно-ориентированного обучения.
Вся педагогическая система В. А. Сухомлинского — это воспитание любви к человеку.
Взгляды В. А. Сухомлинского во многом определили взгляд других педагогов на личностно-ориентированное образование, на индивидуальный подход к каждому обучающемуся как к отдельному целому.
Он с бесконечной самоотдачей созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, В. А. Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.
В. А. Сухомлинский — гуманист, мыслитель, педагог. Творчество В. А. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику обучения и воспитания, но и составила значительный этап в развитии мировой педагогической мысли.
В заключение остановимся на концептуальных положениях и основополагающих принципах педагогической системы В. А. Сухомлинского, определяющих гуманизм его педагогики. Как подлинный гуманист В. А. Сухомлинский прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.
Определяющее значение придает В. А. Сухомлинский системообразующему фактору — нацеленности всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности.
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг.
Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга:
- человека перед человеком, обществом, Отечеством;
- отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями;
- отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.
В трудах В. А. Сухомлинского в связи с проблемой воспитания всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости формирования высокой педагогической культуры семьи, основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».
В. А. Сухомлинский придает огромное значение реше-нию проблемы воспитания моральной зрелости как неотъемлемой составляющей воспитания всесторонне развитой личности, интегрального личного качества. В это понятие автор включает гражданственность, идейную стойкость, верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу