Ведомственный патриотизм

Остается мне упомянуть об одной помехе, довольно комической, но тем не менее весьма существенной, которую встречает на каждом шагу дело церковной школы. Это – ведомственный патриотизм представителей Министерства народного просвещения. Все они, начиная с людей, власть имущих и кончая последним полуграмотным воспитанником учительской семинарии, долгом своим считают бороться против школы церковной, усматривая в ней какой-то враждебный им лагерь.

Нужно ли напоминать о том, что сельских школ у нас до сих пор так мало, сеть их так редка, что каждая новая школа служит школам соседним не помехою, а подспорьем? Пишущий эти строки на своем веку устроил немало школ, и земских, и церковно приходских, даже одну министерскую. Открытие каждой из этих школ неизменно влекло за собою не уменьшение, а увеличение числа учащихся в школах соседних.

Нужна редкая степень неразумия, чтобы открыть новую школу именно в одном из немногих пунктов, в коих местные потребности уже разумно удовлетворены школою иного ведомства. Такие затеи, конечно, бывают, и о них немедленно поднимается набат в нашей печати.

Но количество их совершенно ничтожно, и в конце концов оно приносит вред лишь своим предпринимателям. Тем не менее, так как по школьным делам чинам Министерства народного просвещения и книги в руки, их отношение к школе церковной отталкивает от нее многих радетелей, лично со школьным делом не знакомых.

Последним можно только посоветовать внимательно всмотреться в школы, доступные их наблюдению, настойчиво подумать о тех нуждах разнообразных и всеобъемлющих, удовлетворению коих эти школы полагают первое начало.

Интересно
Столь законное и в настоящее время столь модное стремление сделать начальную школу рассадником практических сведений и умений по разным отраслям хозяйства и промышленности – осуществимо только при близком и постоянном надзоре и руководстве лица с большим практическим опытом, чем заурядный учитель.

Такое же руководство необходимо ему при всякой попытке расширить область школьного преподавания. Нужнее же всего для школы постоянное памятование слов Писания: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)