Сущность оценки вариантов

Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.

Факторы, влияющие на оценку вариантов:

  1. Свойства товара. Каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Свойства обычно интересуют всех, но разные потребители считают актуальными для себя разные свойства. Человек обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.
  2. Значимость свойств. Потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. Можно провести различие между важностью того или иного свойства и его характерностью, т.е. заметностью. Характерные свойства – это те, что в первую очередь приходят на ум потребителю, когда его просят подумать о качествах товара. Некоторые из них могут оказаться характерными потому, что потребитель только что подвергся воздействию коммерческого обращения, где их упоминали, или столкнулся в связи с ними с какой-то проблемой, в результате чего эти свойства вышли в его сознании на «первый план». Более того, товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.
  3. Убеждение о марке. Потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках, когда каждая отдельная марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
  4. Полезность свойств. Каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством. Кроме того, предпочтительность данной марки будет зависеть от ее наличия на рынке и доступности по цене.
  5. Оценка марочных альтернатив. Отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки. А осуществляют выбор марок потребители по-разному.

Правила решений — это модели выбора из нескольких альтернатив.

Виды правил решений:

  1. Некомпенсационные правила решения не допускают компенсации низких оценок продукта по одному атрибуту высокими оценками по другому атрибуту. Это имеет место, когда, например, потребитель не покупает компьютер с маленькой памятью, даже если он стоит дешево.
  2. Совместное правило решения — устанавливает минимальный уровень оценки продукта по каждому из атрибутов. По этому правилу выбираются марки, удовлетворяющие минимальные требования к атрибутам. Предположим, что потребитель имеет минимальные требования к атрибутам, приведенные в графе «Требуемый минимум» таблицы 6.2.1.

В результате применения правила «Philips» и «Toshiba» исключены по критерию цены, «Panasonic» по критерию — размер. В результате выбор падает на «Sony».

Совместное правило решения используется часто для сужения набора альтернатив, в результате отсечения тех, что не удовлетворяют минимальные требования потребителя. Правило используют часто для низкововлеченных покупок — покупатель выбирает первую альтернативу, удовлетворяющую его минимальные требования.

Раздельное правило решения — устанавливает минимальный уровень требований потребителя только по значимым критериям, не принимая в расчет все остальные.

Приемлемыми считаются все альтернативы, удовлетворяющие минимальные требования по значимым критериям (таблица 6.2.2).

Потребитель отсекает «Philips» и «Panasonic»по критерию размер, потом по критерию вес «Sony».

Правило решения «элиминирование по аспектам» — предполагает ранжирование оценочных критериев по их значимости и установление точек отсечения (минимально допустимых значений оценок) по каждому из критериев. Выбирается марка, удовлетворяющая требования наиболее важного критерия. Если по значимому критерию проходит несколько марок, то далее происходит оценка по второму критерию и т.д. — до выбора одной марки. Если ни одна марка не выбирается, то пересматриваются точки отсечения, или используется другое правило решения, или выбор откладывается (таблица 6.2.3).

По наиболее значимому фактору отсекается «Philips», по второму фактору — «Toshiba» и выбор останавливается на «Panasonic» и «Sony».

Лексиграфическое правило решения — предполагает ранжирование критериев по значимости и выбора марки, лучшей по наиболее значимым критериям. Если в правиле элиминирования по аспектам последовательно выбирается марка, удовлетворяющая минимум требований, то в лексиграфическом правил выбирается лучшая марка при той же последовательной оценке по наиболее значимым критериям. Если по наиболее значимому атрибуту две или более марки равны. То оценка происходит по второму по значимости критерию и т.д., пока не останется одна марка (таблица 6.2.4).

В примере уже при оценке по наиболее значимому критерию — цене выбирается марка «Sony», имеющая максимальную оценку.

Компенсационные правила решений.

В ряде случаев потребители готовы поступиться низким уровнем одних атрибутов продукта за счет высокого уровня других, оценивая продукт в целом. В таком случае есть два вида компенсационных правил: простое сложение и взвешенное сложение.

Правило простого сложения — просто складываются оценки по критериям каждой альтернативы. Выбирается альтернатива, имеющая максимальную сумму оценок. Общая оценка марки ведется по формуле:

где: Rb — общая оценка марки b, Bib — оценка марки b по критерию i, n — число критериев, i — номер критерия оценки.

В данном примере выбирается «Sony» (таблица 6.2.5) .

Правило взвешенного сложения — более сложная форма компенсационного правила решения, поскольку учитывает относительную значимость каждого из критериев. Формула общей оценки имеет вид:

где: Wi — вес i–го критерия

В данном примере выбирается «Sony» (таблица 6.2.6) .

Возможность влияния маркетера на совершение покупки в магазине (как и в других источниках) в определенной мере зависит от типа покупки по критерию покупочных намерений. По этому критерию все покупки делятся на пять групп: специфические запланированные, в целом запланированные, заменители, незапланированные, внутримагазинные решения.

Специфические запланированные покупки — это покупки конкретной марки или продукта, запланированные до посещения магазина. Это покупки высокой вовлеченности и расширенного влечения проблемы потребителя. Покупатель точно знает, что хочет купить и готов искать это, пока не найдет.

Покупка, запланированная в целом — это покупки, планируемые на уровне продуктовой категории, а не конкретного продукта или марки.

Покупки-заменители — это покупки продуктов, заменяющих по своим функциональным свойствам запланированные покупки.

Незапланированные покупки (импульсивные) — это покупки, которые покупатель не планировал до захода в магазин.

Внутримагазинные решения — покупки, соединяющие в себе запланированные в целом, заменители и незапланированные покупки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)