Современные этнополитические процессы в РФ и перспективы их развития
Современная общественно-политическая ситуация характеризуется сложными и неоднозначными процессами, одно из первых мест среди них занимают этнические.
С распадом СССР и образованием новых независимых государств не решилась проблема оптимизации межэтнических отношений ни в целом на территории бывшего Советского Союза, ни в России в частности. Этнические проблемы, особенно те, которые связаны с необходимостью решения задач политического характера, оказались трудноразрешимыми для пришедших к власти политических элит.
Прежде чем характеризовать этнополитическую ситуацию, сложившуюся в России, уясним, что входит в понятие «этнополитические процессы».
Этнополитические процессы включают в себя:
- общественные отношения и виды деятельности, которые осуществляются в различных жизненных условиях воспроизводства и развития этнических общностей (наций, народностей, этнических групп), языковых образований, этнических и расовых меньшинств, этноконфессиональных общин и т. п.;
- изменения в национальной и этнической структуре общества, динамике развития этнических общностей, связанные с развитием всех сфер общественной жизни. Критерием здесь, однако, является то, что эти процессы осуществляются через политику, властно-управленческую сферу, государственные и иные институты политической системы, через политическое сознание и поведение людей.
Этнополитические процессы можно рассматривать как сквозь призму объекта, на который они нацелены, так и с точки зрения субъектов, принимающих в них участие.
Ими могут быть либо отдельные стороны общественной жизни (экономика, социальная или духовная сфера), либо сложные комбинации нескольких моментов, концентрированно отражающие потребности этнических общностей – материальная база развития этноса (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы), источники социальной обеспеченности, государственность (политико-правовой статус), условия развития национальной культуры (образование, язык, традиции, художественное творчество, духовные ценности, СМИ и т. д.).
Проблема развития этнополитических процессов сегодня рассматривается в русле двух основных подходов.
Первый – ассимиляторский, суть которого заключается в том, что в многонациональных государствах неизбежно должна происходить ассимиляция всех национальных групп какой-то одной крупной нацией (США).
Второй – плюралистический, признание за каждым человеком права на собственную этническую идентичность. Этот подход как принцип этнической политики предполагает поощрение самобытности каждой национальности. Его сторонники утверждают, что не смешение основных этнических групп в некую единообразную массу, а их возрождение, своеобразный «ренессанс» открывает путь к стабильному общему сосуществованию. Это же, как предполагается, может способствовать снятию напряженности в социальных ожиданиях (о чем свидетельствует опыт Канады, Бельгии, Швеции).
Однако определением объекта этнополитики анализ этнополитических процессов не ограничивается. Он включает также их классификацию по признаку субъектов, т. е. сторон, вовлеченных в этнополитическое взаимодействие.
Выделяют два типа отношений:
- Отношения между этнической общностью и политическими институтами (государством, политическими партиями и движениями). Здесь этнос выступает носителем такой деятельности, которая стремится оказать воздействие на властно-управленческую сферу, предъявляет политико-правовые притязания к государству. На базе подобных отношений формируются национально ориентированные организации, движения, объединения, партии, институты национального представительства, т. е. те структуры, которые служат для выражения политической воли этноса. Консолидация этнической общности в политический субъект отражает соответствующую фазу развития этноса, становления национального самосознания, концентрации его интересов вокруг вопросов власти, собственности, правоспособности, самопредставительства, самоуправления.
- Межэтнические отношения, т. е. взаимодействие самих общностей, имеющее политический характер. Эти отношения также подразделяются на различные категории: между доминирующим в количественном отношении этносом и численно уступающим ему меньшинством; между коренным (титульным) и некоренным (нетитульным) населением (в республиках СНГ последнее насчитывает до 60–65 млн человек); между господствующим и подчиненными этносами (например, коренными этносами и русскоязычным населением в Прибалтике, Казахстане и некоторых других бывших республиках СССР); между равнозначными по численности и социально-политическому положению этносами (различными соприкасающимися меньшинствами и частями этнополитического единства; в России к ним относятся кабардинцы и балкарцы и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что этнополитические процессы представляют собой комплекс многоплановых связей и взаимодействий. Место этнополитических отношений в общественном развитии, степень и формы их проявления зависят от множества причин. Комбинация формационных, цивилизационных, культурно-исторических, экономических и социальных обстоятельств определяет либо ведущее, либо подчиненное и производное значение этих общественных отношений по сравнению с другими.
Рассмотрим в общих чертах процессы, определяющие этнополитическую ситуацию в современной России. В связи с распадом СССР важнейшими этническими проблемами стали следующие.
Во-первых, государственное положение народов, изменение их государственного статуса. Как показывает практика, эта проблема решается либо путем этнополитического самоопределения этноса и образования самостоятельного государства, либо путем создания этнических и этнорелигиозных движений с целью оппозиционного давления на центральное правительство для восстановления некогда утраченного статуса (крымские татары, немцы Поволжья), вступления в ранее отнятые административные права на свою территорию (турки-месхетинцы, ингуши), изменения государственной принадлежности бывших автономий (Нагорный Карабах, Южная Осетия), перехода к принципиально новой государственности (Приднестровье, Чечня, Абхазия, Гагаузия).
Во-вторых, проблема «мигрантов» (Прибалтика).
В-третьих, положение коренного населения Севера и Дальнего Востока.
Необходимо констатировать, что эта ситуация сложная, с достаточно высоким уровнем напряженности, которая в любой момент может разрушить шаткое равновесие.
Такое положение является не только следствием социально-экономического кризиса, но и порождено противоречиями самой национальной среды, которые обусловлены рядом обстоятельств:
- Россия уникальна в этнонациональном отношении. Здесь проживают народы, значительно отличающиеся по своей численности. Так, из более 120 народов, населяющих ее, только такие нации, как русские, татары, чуваши, башкиры и мордва, насчитывают в своем составе свыше миллиона человек. В то же время численность 26 народов Севера всего 181 тыс. человек. Во многих республиках, входящих в состав РФ, титульное население составляет меньшинство. Из 21 республики только в пяти титульное население превышает 50 %: чуваши (69 %), тувинцы (64 %), коми-пермяки (60 %), чеченцы (58 %), осетины (53 %). В остальных республиках России, вместе взятых, титульное население составляет 32 %, а в автономиях – 10,3 %. Особенность России – дисперсное (рассеянное) проживание многих народов. Например, татары в Татарстане составляют всего 30 %. Отсюда проблемы ассимиляции, забвение родного языка, утрата национальной самобытности и др.
- Россия – страна многоконфессиональная, в которой, помимо основных конфессий (православного христианства и мусульманства), существуют десятки других религиозных объединений. Переплетение религиозного и этнического создает условия для углубления межэтнических конфликтов, так как в них нередко используется религиозный фактор.
- Огромное значение в этнополитической ситуации имеет субъективный фактор – национальные лидеры, элиты, политические партии, общественные движения. Это наглядно проявлялось в событиях начала 1990-х годов: активизировались национал-сепаратистские, дезинтеграционные устремления практически во всех республиках РФ, возник конституционный конфликт федеральных органов с рядом республик. Данная тенденция была несколько ослаблена принятием новой Конституции РФ в декабре 1993 г., в которой были учтены требования республик, краев и областей, входящих в состав РФ, что явилось началом определенного перелома в межнациональных отношениях.
- Возник русский вопрос, который заключается как в понижении жизнеспособности русского этноса, о чем свидетельствуют вопиющие факты его деградации и вымирания, социального и культурного упадка, разрушения духовных основ, так и в ухудшении отношения к русским со стороны других народов России. Это обусловлено и просчетами в национальной политике, и подъемом местного национализма. В результате существенно осложнилось положение русских в отдельных регионах (на Северном Кавказе, в Татарстане, Якутии и т. д.).
- Наблюдается усиление миграционных тенденций. Причем ныне Россия – единственное государство из бывших республик СССР, откуда люди не выезжают (эмиграция в дальнее зарубежье – предмет отдельного разговора), а куда, наоборот, приезжают. Даже представители народов, получивших свою независимость (армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, молдаване, прибалты и др.), не спешат возвращаться на родину. Более того, наблюдается усиление их миграции в Россию, причем в города с преимущественно русским населением. Анализ миграционных тенденций в СНГ показывает, что поток населения из политически и экономически нестабильных регионов на территорию России будет расти.
Определяющим фактором развития этнополитических процессов является социально-экономическая обстановка в стране. В этой связи особое беспокойство вызывает усиление неравномерности развития субъектов Федерации. Эта тенденция, в свою очередь, может усилить центробежные устремления субъектов, оказавшихся в более выгодном социально-экономическом положении и имеющих перспективы развития внешнеторговых связей (Санкт-Петербург, Калининградская область, Приморье и др.).
Без сомнения, определенное стабилизирующее значение в этнополитическом плане имеет Конституция РФ. Она упорядочивает федеральные отношения. На ее основе разработана Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, в которой сформулированы цели и задачи национальной политики, пути и средства их реализации и решения, стратегия национальных отношений, базирующаяся на принципах демократии и гуманизма.
При этом подчеркивается необходимость неукоснительного соблюдения предусмотренного Конституцией РФ равенства прав и свобод всех граждан вне зависимости от национальности, защиты прав граждан и образуемых ими этнических и религиозных сообществ, обеспечения национально-культурного развития народов РФ, предотвращения и урегулирования межнациональных конфликтов.
На практике это означает создание условий, позволяющих представителям различных национальностей самостоятельно определять и реализовывать свои социально-культурные цели, образовывать институты гражданского общества, в том числе в формах национально-культурной автономии, а также оказание всемерной поддержки наименее защищенным этническим образованиям.
«Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность, – подчеркивается в Концепции национальной безопасности РФ. – Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства».
- Оружие самообороны: классификация, порядок применения
- Правовые и психологические основы самообороны
- Коллективная и индивидуальная защита населения
- Государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий
- Профилактика зависимости от психоактивных веществ
- Современные представления о профилактике наркомании
- Психоактивные вещества и механизмы формирования наркозависимости
- Наркомания как общественное явление, ее истоки и факторы распространения
- Современный религиозный экстремизм и защита от его проявлений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу