Следы транспортных средств, их виды и значение
Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).
Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.
Следы транспортных средств делятся:
- по механизму образования:
- следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);
- следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);
- следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;
- по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;
- по свойствам воспринимающего объекта:
- поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);
- объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.
По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).
Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.Для них характерны дополнительные признаки:
- индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;
- особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;
- расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;
- ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;
- база автомашины – расстояние между передней и задней осями.
База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.
- Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет
- Особенности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
- Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил охраны труда и техники безопасности
- Основы криминалистической характеристики экологических преступлений
- Соотношение взяточничества и коррупции
- Методика расследования вымогательства
- Методика расследования грабежей и разбойных нападений
- Криминалистическая характеристика изнасилований
- Особенности расследования отдельных видов убийств
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу