Русский язык
Обращаясь к преподаванию в сельской школе, остановлюсь прежде всего на русском языке, этом необходимом орудии всякого учения книжного и устного, на той степени умения говорить, читать и писать, которая может быть достигнута и действительно достигается в этой школе. Результаты, достигаемые в ней, весьма разнородны, смотря по умению учителя и продолжительности учения.
Требования, изложенные в правилах испытания на льготу по воинской повинности, столь неопределенны и слабы, что удовлетворить им нетрудно. Этот минимум представляет мало ручательств в прочности, приобретенной в школе, и поэтому всякий добросовестный учитель старается пойти дальше и сделать лучше.
Вот что представляется мне достижимым при четырехлетнем курсе учения:
- Умение говорить без ошибочных местных оборотов и речений. Это умение достигается благодаря постоянным внеклассным сношениям учеников с учителем в нашей сельской школе, если только этот учитель сам говорит правильно по-русски, чего нельзя сказать даже о всех воспитанниках учительских семинарий, но что составляет преимущество учителей духовного происхождения, даже не прошедших через духовную семинарию. Крестьянина, прошедшего четыре зимы в хорошей школе, тотчас можно отличить по более правильному его говору.
- Умение читать с полным пониманием доступную по содержанию прозу и стихотворения пушкинского периода. Всякий хороший ученик дельной сельской школы на 15-м году с наслаждением прочтет «Капитанскую дочку» и «Дубровского», «Бориса Годунова» и «Русалку», «Полтаву» и «Песнь про купца Калашникова», «Тараса Бульбу» и «Ночь перед Рождеством», «Ундину» Жуковского, «Семейную хронику» Аксакова, а также некоторые вещи второстепенных их современников, Лажечникова, Загоскина, Даля, наконец, подходящего к их строю «Князя Серебряного» графа А. Толстого. Мало того, он с живым участием выслушает (при необходимых пояснениях) чтение исторических драм Шекспира, «Илиады» Гнедича и «Одиссеи» Жуковского.
«Потерянный Рай» Мильтона, несмотря на дубоватый перевод, приведет его в восторг. Зато вся наша послепушкинская литература (за исключением разве рассказов А. Печерского) для него абсолютно неудобоварима. О наших журналах и газетах и говорить нечего. Остановимся на этом замечательном явлении. О нем стоит подумать. В нем есть две стороны, которые следует строго различать. Первым препятствием к проникновению в народ нашей новейшей литературы служит ее язык, и это опять в двух отношениях.
Нужно ли присовокуплять, что вся наша публицистика для грамотных крестьян, а в большинстве случаев и для учителей сельской школы, – вовсе не существует? Что та «рабья манера писать», в которой она все более изощряется, в которой, в сущности, и заключается весь ее вред для полуобразованных классов, делает ее совершенно недоступною и непонятною для того грамотного люда, который стоит на ступени образования элементарного, хотя бы самого тщательного?
Но ничто не может сравниться с тем обаянием, которое производят творения Пушкина, начиная с его сказок и кончая «Борисом Годуновым». Когда я еще не приступал к занятиям в школе, я думал, что знаю Пушкина и умею его ценить. Я ошибался.
Пушкин! Наше образованное общество недостойно такого поэта. Да, мы воздвигли ему памятник. Мы рукоплескали вдохновенным речам, которыми немногие избранные почтили его память. Но где этот «памятник нерукотворный», который он воздвиг себе, который он нам вверил, умирая?
- Письма Ивана Федоровича Тютчева
- Письмо Николая Васильевича Путяты
- Письмо бывшего ученика Рачинского Тита Никонова
- Письмо Аркадия Аверьяновича
- Казанские диалоги
- Чайковский и Рачинский
- Из писем Рачинского графу Шереметьеву
- О времени и взглядах Льва Толстого и Сергея Рачинского
- Константин Победоносцев о Сергее Рачинском
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу