Проектирование в сфере культуры

В менеджменте культурной деятельности большое значение играет активное использование возможностей социокультурного проектирования и участия в различных программах по поддержке сферы культуры. В связи с этим рассмотрим основные тенденции, рекомендации и наиболее распространенные практики проектирования и программирования, которые сложились в сфере российской культуры.

Проекты и программы обладают как сходством, так и различием. Сходны они тем, что и программа, и проект имеют свои задачи, нацелены на выполненные определенных действий, их использование должно отвечать целям учреждения культуры, они ограничены в ресурсном обеспечении, а их реализация рассчитана на определенный период. Однако проект и программа все-таки весьма серьезно отличаются друг от друга, поскольку обладают собственными характеристиками.

Проект – это совокупность мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, созданием уникальных продуктов, услуг, результатов. Основными признаками проекта является уникальность и ограниченность во времени (следовательно, у любого проекта есть начало и завершение).

Социокультурный проект, как правило, включает в себя креативную, творческую деятельность, связан с достижением социальных и культурных целей, направлен на создание культурных услуг, связан с разработкой мероприятий в сфере культуры, с использованием культурных ресурсов или их капитализацией. Проектирование по своей сути инновационно, и направлен проект на создание новых явлений, фактов, процессов, форм, технологий в социо-культурной сфере.

Любой проект понимается как система: ‒ сформулированных проектных целей;

‒ создаваемых для этих целей действий, событий, объектов, систем;

‒ разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов – программ, планов, расчетов, графиков, смет и др.;

‒ рассчитываемых необходимых ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, временных;

‒ комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.

Важным условием разработки и последующей реализации проекта является руководящая функция, поскольку от руководителя во многом зависит и успешность проекта. Поэтому, особое значение в современном менеджменте приобретает направление, связанное с искусством управления проектами. Если дать короткую характеристику основных элементов процесса управления проектами, то можно выделить следующие из них:

  • определение цели проекта и его обоснование;
  • структурирование цели (редуцирование цели) и установление рациональной структуры проекта;
  • оценка необходимых объемов и источников финансовых, материальных и нематериальных инвестиций;
  • осуществление подбора исполнителей, подготовку и осуществление контактов с ними;
  • определение сроков выполнения проекта;
  • определение затрат ресурсов по подцелям проекта и видам предусмотренных в них работ;
  • оценка рисков и разработка системы мер понижения рисков;
  • организация эффективной системы управления реализацией проекта;
  • обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта. Проективные технологии в современном менеджменте весьма

популярны и применяются широко во многих отраслях социальной деятельности (рекламная или избирательная кампания, создание предприятия, получение грантов и т.д.). Во многом именно проект служит средством для реализации какого-либо замысла.

В итоге спо-собность подготовить и осуществить какой-либо проект (выработать цели и средства реализации замысла) сегодня является существенным показателем профессиональной зрелости специалиста в самых разных областях деятельности.

Сегодня проектирование рассматривается как системная и концептуальная технология, позволяющая интегрировать в единый контекст различные механизмы и функции управленческой деятельности, раскрыть все грани искусства менеджмента.

Преимущества и потенциал проектной работы делают его актуальным и в сфере культуры, что накладывает отпечаток на необходимость сотрудников этой области быть знакомыми с методологией социокультурного проектирования.

Проективные технологии позволяют применить системный под-ход к созданию интеллектуальной продукции в сфере культуры, дают возможность решать задачи синтеза механизмов достижения целей, которые могут возникнуть в рамках действующих организаций в будущем. Разработка и реализация социокультурных проектов – это возможность для учреждения культуры повысить эффективность его деятельности, способ привлечения дополнительных внебюджетных средств, популяризации культурных услуг, повышения имиджа и многое другое.

Владение технологиями проектирования в целом способствует более продуктивно решать проблемы в области социокультурного менеджмента и маркетинга.

В социокультурной сфере комбинация различных способов проектирования дает множество вариантов проектной деятельности, которые оформились в специализированные технологии (например, синтез художественного и технического проектирования рождает дизайн, проектирование пространства включает элементы дизайна и архитектуры).

Потенциал социокультурного проектирования особенно востребуем в масштабе региональной культурной жизни, поскольку культурные практики на локальном уровне имеют более выраженный характер, обладают явной спецификой (культурная самобытность, региональная традиционная культура и т.д.) и способны вовлечь в реализацию проектов максимальное количество заинтересованных сил.

Проект часто существует в одной из двух форм: как самостоятельный проект, предлагающий вариант решения локальной проблемы, или как составная часть программы.

Между тем очень часто практическая реализация проектов в сфере культуры зависима от условий и факторов, способствующих развитию социокультурного проектирования. В частности, речь идет о позиции федеральной или муниципальной власти к созданию проектов в сфере культуры, о существовании конкурсов, грантов, фестивалей, способных активизировать реализацию социокультурных проектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)