Первый закон риторики

Первый закон — закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.

Термин «диалог» в современной риторике имеет более общий и широкий смысл, чем в обыденном представлении.

Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращенной к самому себе». Такая речь риторику (как науку об эффективной, воздействующей, гармонизирующей речи) просто не интересует. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. И так, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория — не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача — пробудить собственное внутреннее слово слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом. Принципы речевого поведения оратора, обуславливающие реализацию первого закона.

Первый принцип: внимание к адресату. Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Кто он?

Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать? Обдумывая речь, заранее необходимо составить «социальный портрет слушателя (аудитории)».

Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

  1. Каково социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам.
  2. Каков размер аудитории (количество человек?). Каков возраст?
  3. Каков круг особых интересов адресата и набор «запретных тем», личные особенности собеседника.
  4. Почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?
  5. Как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?
  6. Что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить?
  7. Как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда?

Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления — использование риторических вопросов, обращение к слушателям. Второй принцип диалогизации речи — это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Человек острее переживает то, что касается его лично, что ему близко.

Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается.

Поэтому на протяжении всей беседы или выступления необходимо показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов. Третий принцип конкретности. Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Обязательно должны быть примеры — конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей. Обратите внимание на образность речи. Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус). Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)