Память у детей
Исследование сформированности слухоречевой памяти проводилось по тесту № 9 — запоминание двух групп по три слова и тесту № 12 — пересказ устных рассказов и понимание содержания, смысла, морали. Как говорилось в гл. 3, у детей 1 -й и 2-й групп, в большинстве случаев отмечается недостаточная сформированность слухоречевой памяти, что проявлялось (тест № 9) в перестановках слов внутри и/или между сериями, пропуске одного, двух слов после первого предъявления слов-стимулов.
Механизмы забывания по типу про- и ретроактивного торможения, грубые нарушения избирательности (следов памяти, побочных вплетений) у детей данных групп отсутствовали.
В целом характер выполнения задания на запоминание двух серий по три слова показывает на наличие двух групп ошибок. Первая группа ошибок идет по акустическому типу — забыванию одного или двух слов из ряда, замене слова в ряду словом из другого ряда, невоспроизведению либо первой серии слов, либо второй серии.
Эти ошибки, по А. Р. Лу- рии, относятся к дисфункции лобно-височных зон мозга и трактуются им не как нарушение слухоречевой памяти, т. е. ее следовой характеристики, а как деятельность по запоминанию, либо как слабость тормозных процессов. Вторая серия и слова не актуализируются не из-за нарушения следов памяти, а из-за дефектов смены процессов возбуждения и торможения, т. е. из-за повышенной тормозимости следов. Это мы и наблюдали у одной группы детей.
Но есть группа детей, которая делает много побочных вплетений, не контролирует свои вербальные действия. Выполнение этих и ряда других проб и их специфические ошибки могут указывать, по А. Р. Лурии, на дисфункцию лобно-диэнцефальных отделов мозга.
Наш экспериментальный материал показывает, что сформированность избирательной слухоречевой памяти зависит от возрастного этапа психического развития, что в возрасте 6 — 7 лет недостаточная сформированность слухоречевой памяти у детей встречается и в «норме».
В случае дефицитарности психического развития не- сформированность избирательной слухоречевой памяти, как правило, носит выраженный грубый характер, оказывается одной из наиболее уязвимых психических функций у детей с проблемами развития психики.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Результаты исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу