Основные определения и цели кодирования
Кодирование — присвоение наименованиям продукции и операциям условных обозначений: кодов, шифров, номенклатурных номеров.
Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.
Код должен быть по возможности кратким, но достаточным для охвата всей номенклатуры продукции, наглядным, легко расшифровываться.
С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов наиболее быстрым способом. Минимизация числа знаков, идентифицирующих объекты, способствует повышению эффективности сбора, учета, хранения, обработки информации.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения в нем знаков.
Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.
Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.
В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются цифры.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.
Число знаков в алфавите кода называется основанием кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.
Пробел — определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), выполняет разделительную функцию.
С целью недопущения в компьютерные системы ошибочных кодов используется контрольное число, обеспечивающее автоматический контроль вводимого кода.
Контрольное число рассчитывается по определенному алгоритму на основе знаков, составляющих код, и становится контрольной частью кодового обозначения.
Контроль кода необходим для исключения ошибок при вводе в компьютерные системы, особенно это касается кодов большой длины (пять и более знаков).
Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления.
При определении числа знаков на каждом уровне деления необходимо иметь в виду возможность появления новых объектов и предусматривать резервные размеры кода.
Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Другими словами, коды должны:
- обеспечивать однозначную идентификацию объекта и (или) группы объектов;
- иметь минимальное (минимальную длину) и достаточное для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества число знаков;
- иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества;
- обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.
Кодирование проводят для облегчения различных товароведческих операций путем применения вычислительной техники, компьютеров и АСУ.
Как указывалось выше, при кодировании применяются цифровая, буквенно-цифровая и штриховая системы.
В свою очередь, цифровая система может быть:
- порядковой, когда товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации;
- серийной, при этом каждой классификационной группировке присваивается серия номеров без какого-либо ограничения;
- десятичной и сотенной, предполагают необходимость выделения каждому классу соответственно 10 или 100 цифр;
- комбинированной, при построении которой используются разные системы условных обозначений.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу