Основные направления сотрудничества школы и семьи

Деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения по организации работы с родителями реализует следующие цели.

К ним относятся:

  • просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
  • консультативная – совместный психолого–педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
  • коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

В работе с родителями обучающихся педагоги используют различные направления.

Просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики

К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников. Просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда он уже наступил и принёс свои проблемы. Об этом и многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут возникнуть на их родительском пути.

Формирование у родителей принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию.

Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих обучающихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам.

В первую очередь, это знакомство с Уставом школы, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой.

Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.

Ознакомить родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе:

  • родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями;
  • какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

Родительский коллектив класса необходимо познакомить с перспективами развития детского коллектива, дать им возможность стать активными участниками классных дел, в каждой четверти знакомить
с планом воспитательной работы.

В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях.

Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, на открытых уроках, проводимых по инициативе ребят класса и родителей.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Предварительная диагностика необходима при подготовке:

  • родительских собраний;
  • тематических и индивидуальных консультаций;
  • внеклассных мероприятий;
  • организаций поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем, которые могут возникнуть у школьников друг с другом, а также у родителей и детей.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года, по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах.

Это необходимо для того, чтобы увидеть проводимые мероприятия через призму восприятия всеми присутствующими, что даст возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй и учащимися.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания:

  • кризы адаптации к школьному обучению,
  • раннее половое созревание детей,
  • нестабильность положения ребёнка в семье,
  • потеря родителей или близких людей,
  • развод родителей.

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, наркомания).

Критериями эффективности работы педагогов с родителями являются:

  • на ступени начального образования – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
  • на ступенях основного общего и среднего образования – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Индивидуальная коррекционная работа должна быть направлена на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребёнка, с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)