Лаборатория как форма организации обучения

Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Дальтон-час может проводиться один раз в неделю.

Например, обучающиеся могут работать в разных лабораториях по выполнению заданий по разным предметам. Каждый обучающийся должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать, будет ли отчитываться перед преподавателем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.

Другой формой проведения занятий является Дальтон-день. В этот день проводятся учебные занятия по предметам. Содержательной основой их проведения являются задания, которые заранее даются обучающимся. Непосредственно в Дальтон-день обучающиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед преподавателем.

По такому же сценарию проводится Дальтон-неделя. Задания обучающимся даются с учетом количества недельных часов на изучение учебного предмета, четко определяются цели, которые они должны достичь в течение
отведенного времени.

Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и обучающимся, и преподавателем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Преподаватель имеет специальный журнал по классу, где записывается все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В классный журнал выставляются итоговые отметки.

Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности обучающегося, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того, снижается перегрузка обучающихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других обучающихся и взрослых.

Существуют ограничения в использовании Дальтон-технологии:

  • материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя — стулья для обучающихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями;
  • организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждому обучающемуся; регламентация входа и выхода из класса и т. п.;
  • готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы: создать условия и «охранять» процесс самостоятельности обучающихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как в гомогенных, так и в гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим обучающимся, а главное — часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого обучающегося;
  • недостаточная мотивация учителей, обучающихся и их родителей на принятие Дальтон-технологии;
  • большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.

Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие:

  • познавательная самостоятельность обучающегося;
  • стратегия поведения обучающегося в процессе взаимодействия с другими;
  • уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

Поскольку в Дальтон-технологии обучающимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности.

На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее используют. Поэтому необходим учет результатов работы и сочетание самоконтроля обучающихся с контролем учителя.

Для Х. Паркхерст не было никакого разделения между обучением и воспитанием ребенка, у нее была вера в разумную школу, где дети учатся, а им предоставляется возможность проявлять ответственность за процесс собственного обучения. Она подгоняла программу каждого обучающегося к его или ее потребностям, интересам и способностям. Она хотела поощрять каждого ребенка, делая его независимым и одновременно надежным.

Интересно
На протяжении многих лет Дальтон-план получал широкое международное признание. Школы в Нидерландах, Австралии, Англии, Корее, Тайване, Чехии, Японии и Германии частично или полностью приняли Дальтон-план в качестве образовательной технологии.

Эта методика основана на твердой убежденности в том, что всякий раз, когда дети получают ответственность за свое обучение, они инстинктивно ищут лучший способ добиться своей цели, и выполняют задания с особым вниманием и строгостью, что приводит их к успеху.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)