Классификация цен
Цены классифицируют по различным параметрам.
По степени осязаемости предлагаемого продукта:
- Цены на материальную продукцию.
- Цены на услуги.
В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики:
1. Оптовые цены — это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены подразделяются на:
Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Разновидностью оптовой цены пред- приятия является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.
Оптовые (отпускные) цены промышленности — это цены, по которым потребители (предприятия и организации) оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), формируемая на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния и места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
2. Цены на строительную продукцию — это цены, применяемые в области строительных работ.
Разновидностями цены строительства являются:
- сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;
- прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м малярных работ).
3. Закупочные цены — цены, которые устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у сельских товаропроизводителей (сельскохозяйственных предприятий, фермеров, населения).
4. Транспортные тарифы (тарифы грузового и пассажирского транспорта) — это плата за перемещение груза и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с населения и отправителей грузов.
Транспортные тарифы подразделяются на:
- тарифы железнодорожного транспорта;
- тарифы речного транспорта;
- тарифы морского транспорта;
- тарифы автотранспорта и т. п.
5. Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Разновидностями розничной цены являются:
- коммерческая цена — это свободная (рыночная) цена, применяемая к товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизованно;
- аукционная цена — это цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть во много раз выше ее), так как отражает уникальные и редкие свойства товаров и в значительной степени зависит от мастерства того, кто проводит аукцион.
6. Тарифы на платные услуги, оказываемые населению, подразделяются на:
- тарифы бытового и коммунального обслуживания;
- тарифы на тепло- и энергопотребление и т. п.
7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, формируются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. В их составе выделяют:
- экспортные цены;
- импортные цены.
8. Цены, используемые в учете и статистике — агрегированные, обобщенные цены, которые позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, а также измерять динамику физических объемов производства и реализации, абстрагируясь от изменений цен.
Выделяют:
- индексы цен;
- текущие цены;
- средние цены;
- сопоставимые цены;
- неизменные цены.
В зависимости от срока согласования:
- Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена, устанавливаемая в момент подписания контракта, не подлежащая изменению в течение всего времени его действия и не зависящая от сроков и порядка поставки товарной партии.
- Подвижная — зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту поставки изменится. При установлении такой цены в контракте должен быть указан официальный источник статистических данных, по которому следует судить об изменении цены.
- Скользящая цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пере- смотра договорной (исходной) цены с учетом изменений в издержках производства, которые произошли в период исполнения контракта. При установлении скользящей цены оговаривается исходная цена и структура цены (долевое соотношение всех статей затрат).Планирование цены
В зависимости от территории действия:
- Цены единые по стране, или поясные — это цены, устанавливаемые только на базовые виды продукции, которые фиксируются или регулируются государственными органами (например, энергоносители, квартплата и т. п.).
- Цены региональные (зональные, местные) — это цены, устанавливаемые предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, которые складываются в данном регионе (например, цены и тарифы на ряд жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению).
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов (франкировки товаров):
- Франко-склад поставщика («ex works») — в цену включены все расходы по доставке товара на склад производителя.
- Франко-станция отправления («FOR — free on rail, less than full load» — франко-вагон меньше полного) — в цену включены расходы на доставку товара от производителя до железнодорожной станции отправления и его погрузку, если груз отправляется по железной дороге.
- Франко-вагон-станция отправления («FOR — free on rail, full load» — франко-вагон полный) — в цену включены расходы по доставке товара от производителя до железнодорожной станции отправления и его погрузке, если груз отправляется по железной дороге.
- Франко-граница («delivered at frontier») — в цену включены расходы по до- ставке груза до границы между государствами, если товар транспортируется за границу.
- Франко-порт отправления или франко-вдоль борта судна («FAS — free alongside ship» — вдоль борта судна) — в цену включены расходы до порта с выгрузкой груза на причале перед судном.
- Франко-борт судна («FOB — free on board» — франко-борт судна) — в цену включены расходы до порта, в том числе стоимость погрузки товара с причала на борт судна.
- Франко-судно-порт назначения («CAF — cost and freight» — стоимость и фрахт) — в цену включены все расходы до порта назначения.
- Франко-судно-порт назначения и страхование («CIF — cost, insurance, freight» — стоимость, страхование и фрахт) — в цену включены все расходы до порта назначения, а также страховка товара от риска гибели или порчи при перевозке.
- Франко-порт назначения («ex quay») — в цену включены все расходы до порта назначения, в том числе стоимость выгрузки.
- Франко-склад потребителя («delivered dutypaid» — поставлено, пошлина оплачена) — в цену включены расходы по доставке товара потребителю.
В зависимости от степени участия государства в установлении цены:
- Свободная — цена, свободно складывающаяся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов. Государство может воздействовать на ее уровень только путем влияния на конъюнктуру рынка.
- Регулируемая — цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения, но находящаяся под контролем государственных органов.
- Фиксированная — цена, прямо устанавливаемая государством в лице органов власти и управления.
Государство регулирует цены с помощью экономических и административных методов.
В зависимости от географической «привязки»:
- Отпускная цена предприятия по месту изготовления — это цена, одинаковая для всех покупателей, при которой товар оплачивается и передается на месте изготовления, а собственность и весь риск переходят к покупателю.
- Единая цена — это цена, одинаковая для всех покупателей независимо от их местоположения, но включающая издержки фрахта по усредненной цене.
- Зональная цена — это цена, одинаковая для всех покупателей, расположенных внутри определенной территориальной зоны.
- Цена базисного пункта — это цена, включающая в себя издержки фрахта до определенного, выбранного продавцом, базисного пункта. Продавец начисляет каждому покупателю дополнительные фрахтовые издержки к отпускной цене из расчета доставки от базисного пункта до местоположения покупателя.
В зависимости от способа предоставления информации об уровне цены:
1. Публикуемая — цена, объявляемая в специальных и фирменных источниках информации:
- справочная — цена на товар во внутренней и внешней торговле, публикуемая в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах;
- биржевая котировка — цена товара, являющегося объектом биржевой торговли;
- аукционная цена;
- цена фактической сделки; такие цены, как правило, не публикуются регулярно, а появляются в печати эпизодически и касаются конкретных операций;
- цена предложения крупной фирмы отражает монопольный характер поставок товара.
2. Расчетная — цена поставщика — цена, применяемая в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
В зависимости от стадии производственного процесса:
- Лимитная (предельно допустимая) — цена, устанавливаемая на стадии проектирования нового изделия.
- Проектная и ориентировочная — цена, устанавливаемая в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.
В зависимости от сферы товарооборота:
- Оптовая — цена, устанавливаемая при реализации товара партиями (в основном при расчетах между юридическими лицами).
- Розничная — цена, устанавливаемая при реализации единицы товара в розничной торговой сети (в основном при расчетах с населением).
Прежде чем приступить к рассмотрению методов ценообразования, напомним значение терминов, встречающихся в данном разделе:
Себестоимость — затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.
Прибыль — показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Прибыль исчисляется как разность между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара.
Предельная прибыль — разность между предельным доходом и предельными издержками.
Предельный доход от реализации — изменение в доходе, обусловленное продажей дополнительной единицы товара.
Предельные издержки — изменение величины издержек при изменении объема выпуска, представляющее собой затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции.
Валовая прибыль — предельная прибыль, умноженная на объем продаж.
Постоянные затраты — типы затрат, которые не меняются, как бы ни изменился объем продаж.
Переменные затраты — типы затрат, находящиеся в прямой зависимости от объема продаж.
Прямые затраты — те затраты, которые можно отнести на конкретную единицу выпускаемой продукции:
- сырье и материалы, которые составляют часть выпускаемого изделия или его компонентов;
- объем заработной платы основных производственных рабочих, выплачиваемый за изготовление данного изделия или его компонентов;
- суммы социального страхования (отчисления в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования и пр.), начисляемые на трудовые затраты;
- прямые цеховые расходы — те расходы, размер которых находится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий (например, стоимость электроэнергии или других услуг, необходимых для работы).
Косвенные затраты — это те затраты, которые носят общий характер и относятся ко всей выпущенной продукции в целом:
- затраты на вспомогательные материалы, используемые в производственном процессе (ГСМ, запчасти и пр.);
- косвенные трудовые затраты: заработная плата подсобных рабочих, рабочих по обслуживанию оборудования, кладовщиков, контролеров и пр.;
- заработная плата руководителей и административных работников, стоимость аренды, страховые платежи, транспортные расходы и пр.
Средние затраты — отношение суммы всех постоянных и переменных затрат к общему объему произведенной и реализованной продукции.
Необходимо подчеркнуть, что некоторая часть косвенных затрат является условно постоянной, не зависящей от масштабов производства, — аренда, страхование, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала и др. Эти затраты являются постоянными до какого-то момента, пока не изменятся условия производства.
Другая часть косвенных затрат является частично переменной — затраты на рабочую силу на вспомогательных операциях, отопление, электроэнергию и др. Они меняются, но не в прямой зависимости от объема производства.
Как уже было сказано, руководство предприятия должно принимать решения по общей стратегии позиционирования компании. Процесс разработки ценовой полити
ки в контексте общей стратегии маркетинга представлен на рис. 8.1.
Таким образом, приступая к выбору метода ценообразования, необходимо помнить, что на принятие решения о ценообразовании влияют, в общем, три фактора:
- затраты на производство товара;
- цены, запрашиваемые конкурентами;
- воспринимаемая потребителем ценность товара.
Теперь рассмотрим вопросы, связанные с затратами, а точнее, с системой учета затрат, так как в литературе по маркетингу этому вопросу уделяется немного внимания. Учет фактических затрат на производство единицы продукции служит отправной точкой для определения себестоимости единицы продукции. Рассмотрим несколько основных методов определения себестоимости.
- Социально-культурная сегментация, или сегментация по стилю жизни
- Социально-демографическая, или описательная, сегментация
- Определение сегментов
- Отбор переменных сегментирования
- Отбор баз сегментирования
- Выбор целевых сегментов
- Этапы построения карты позиционирования
- Позиционирование товара на рынке
- Многоуровневая модель Ш. Кошера
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу