Классификация ОЭИ по методическому и дидактическому назначению
Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий, ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ОЭИ можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги.
С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации.
В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:
- тип электронного издания;
- предметная образовательная область;
- рекомендуемый уровень образования;
- рекомендуемый тип образовательного процесса;
- рекомендуемая форма образовательного процесса;
- специфика аудитории.
За основу подобных рубрикаций могут быть взяты существующие градации, принятые в системе образования, российских и зарубежных стандартах и рубрикаторах (ГРНТИ, ВАК, УДК и др.), практике опубликования информационных ресурсов в телекоммуникационных средах.
Публикуемая далее рубрикация типов образовательных электронных изданий и ресурсов представляет собой объединение всех возможных образовательных информационных ресурсов, предусмотренных вышеуказанными стандартами и рубрикаторами.
Типы образовательных электронных изданий:
- Электронные информационные продукты.
- База данных.
- Презентация (демонстрация).
- Электронный журнал.
- Электронная газета.
- Мультимедийная запись.
- Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов.
- Сборник научных трудов, статей.
- Газетная/журнальная публикация.
- Инструкция.
- Стандарт.
- Пособие.
- Практическое пособие.
- Практическое руководство.
- Учебник.
- Учебное пособие.
- Хрестоматия.
- Учебно-методическое пособие.
- Учебная программа (курса, дисциплины).
- Учебный план (курса, дисциплины).
- Практикум Библиографический справочник.
- Проспект.
- Каталог.
- Альбом, атлас.
- Художественное издание.
- Альманах.
- Антология.
- Реферативный сборник.
- Экспресс-информация.
- Методические указания.
- Сборник тестов.
- Образовательный стандарт.
- Конспект лекций.
- Рекламно-техническое описание.
- Отчет о УНИР.
- Реферат.
- Программные продукты.
- Автоматизированная система управления учебным заведением.
- Автоматизированная информационно-библиотечная система.
- Программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.).
- Системное программное обеспечение.
- Прикладное программное обеспечение.
- Пакет прикладных программ.
- Инструментальные средства для создания электронных средств обучения.
- Инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем.
- Инструментальные средства для создания электронных задачников.
- Инструментальные средства для создания электронных тренажеров.
- Инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования.
- Инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов.
- Инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов.
Программно-информационные продукты:
- Электронный словарь.
- Электронный справочник.
- Электронная энциклопедия.
- Информационно-поисковая система.
- Информационно-решающая система.
- Экспертная система.
- Электронные средства обучения.
Средства теоретической и технологической подготовки:
- Электронный учебник.
- Электронная обучающая система.
- Электронная система контроля знаний.
Средства практической подготовки:
- Электронный задачник.
- Электронный тренажер.
Комплексные и вспомогательные средства:
- Электронный учебный курс.
- Электронный восстановительный курс.
- Электронный лабораторный практикум.
- Развивающая компьютерная игра.
- Средства психофизиологического тестирования.
Специализированные информационные ресурсы сети Интернет:
- Виртуальная библиотека.
- Поисковая система.
- Интернет-каталог.
- Сервис рассылки информации.
- Интернет-трансляция.
Универсальную классификацию предметных образовательных областей, фиксируемых для каждого образовательного электронного издания и ресурса, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями.
Классификации возможных типов и форм образовательного процесса, для которых могут разрабатываться образовательные электронные издания, применяемые в общем среднем образовании достаточно четко фиксированы.
Выбор типа или формы образования для ОЭИ должен осуществляться в строгом соответствии с нижеследующей классификацией.
Типы образовательной деятельности:
- Очная.
- Очно-заочная.
- Заочная.
Формы образовательной деятельности:
- Уроки-лекции.
- Уроки-семинары.
- Практические занятия.
- Лабораторные занятия.
- Учебная игра.
- Учебная исследовательская работа школьников (УИР).
- Педагогическое измерение и контроль.
- Самостоятельная учебная деятельность школьников.
Следует отметить, что фиксация автором образовательного электронного издания или ресурса типа и формы образования носит рекомендательный характер, поскольку конкретные ОЭИ, разработанные для одного типа или формы могут быть достаточно эффективно использованы в учебном процессе, характеризуемом другим набором таких параметров.
Преимущества использования современных информационных технологий при разработке и использовании ОЭИ позволяют максимально адаптировать функционирование таких изданий или ресурсов не только к индивидуальным особенностям каждого участника образовательного процесса, но и к специфике целой аудитории школьников (или пользователей), что дает разработчикам ОЭИ дополнительные возможности по рубрикации и классификации.
В связи с этим система параметров ОЭИ должна быть расширена с помощью одного из возможных значений типа аудитории:
- Школьники.
- Абитуриенты.
- Администрация учебных заведений.
- Учителя.
- Родители.
Исходя из указанных выше возможных параметров-критериев, можно выстроить многоуровневую классификацию образовательных электронных изданий и ресурсов.
Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:
- ОЭИ, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
- ОЭИ, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
- ОЭИ домашние репетиторы;
- ОЭИ, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
- ОЭИ справочного и энциклопедического характера. Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для использования в традиционной системе обучения, могут включать все типы программных средств.
При этом традиционная система обучения предоставляет широкие возможности для использования ОЭИ в самостоятельной работе учащихся. Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для факультативной работы и углублению знаний по предмету во многом схожи с ОЭИ, нацеленными на использование в традиционной системе обучения.
Основное отличие заключается в содержании учебного материала, который может выходить за рамки стандартов и программ системы общего среднего образования. Классификация образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонентов по методическому назначению
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
- обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
- тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
- контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
- информационно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
- демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- имитационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
- лабораторные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
- моделирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- расчетные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
- учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
- игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
- коммуникационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
- интегрированные (ОЭИ, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).
Классификация образовательных электронных изданий и ресурсов и их компонентов по дидактическому назначению. Средства ИКТ можно разделить на группы в зависимости от формы организации занятия, на которых наиболее целесообразно применение данного вида издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные для применения в ходе проведения уроков-лекций, лабораторных занятий, практических занятий, учебной исследовательской работы, самоподготовки, зачетов и экзаменов школьников.
В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствование знаний, умений и навыков.
Такая градация может быть дополнена благодаря учету при разработке электронных изданий и ресурсов психологически обоснованной последовательности этапов познавательной деятельности, в числе которых:
- восприятие,
- осмысление и фиксация знаний,
- формирование личностного опыта (умений, навыков, профессионально-ориентированной интуиции),
- проектно-исследовательская и поисковая деятельность.
Образовательные электронные издания и ресурсы по характеру размещения на носителях подразделяются на:
- однотомные ОЭИ электронные издания, выпущенные на одном машиночитаемом носителе;
- многотомные ОЭИ электронные издания, состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе;
- электронные серии серийные ОЭИ, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением и выходящих в однотипном оформлении.
Деление образовательных электронных изданий и ресурсов по форме изложения материала. По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).
Конвекционное ОЭИ соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Подобное ОЭИ реализует информационную функцию обучения.
Программированное ОЭИ основано на обучении по системе “стимул-реакция”. Такое издание имеет форму разветвленной или линейной программы и ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.
Проблемное ОЭИ базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний. Комбинированное (универсальное) ОЭИ содержит отдельные элементы перечисленных видов ОЭИ.
Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:
- локальное ОЭИ – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевое ОЭИ – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- ОЭИ комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого ОЭИ.
С учетом характера взаимодействия пользователя и ОЭИ различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания и ресурсы. Детерминированное ОЭИ электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем.
Недетерминированное ОЭИ электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
- Использование активных методов обучения на уроках
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Использование преимуществ информационных и коммуникационных технологий
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- Тенденция развития сетевых сообществ
- Сетевые социальные сообщества
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сеть как среда для сообществ
- Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу