Классификация конфликтных действий

Все действия в социальном конфликте можно условно разделить на основные и вспомогательные. Основными являются действия, направленные на овладение предметом конфликта.

Вспомогательные действия направлены на мобилизацию своих союзников и отвлекают противников от поставленной задачи.

Например, для чеченских сепаратистов и федеральных войск основными выступают боевые действия, а вспомогательными – идеологические.

Конфликтные действия делятся также на наступательные и оборонительные. Первые инициируют начало социального конфликта, а вторые представляют собой ответ на них.

Так, во второй Чеченской войне наступательные действия начали чеченские боевики во главе с Басаевым, а федеральные войска вначале вели Действия оборонительные.

Важнейшая форма конфликтной борьбы – идеологическая. Она Происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых выражаются коренные классовые интересы.

Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения открывает (формулирует) свое видение общества, его строя и развития.

Это идеологическое видение разрабатывается интеллигентами, встающими на позиции данного класса, т.е. рассматривающими все происходящее в мире с точки зрения этого класса.

Например, с точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.) старое общество достойно уничтожения в результате социалистической революции, установления диктатуры пролетариата, создания на месте старого буржуазного общества нового пролетарского, выступающего прямой противоположностью первому и т.п.

А буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития.

Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую перспективу, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта перспектива была прямой противоположностью пролетарско-социалистической.

Довольно часто социальный конфликт начинается с оскорбляющей и компрометирующей информации через СМИ о намеченных противниках и их предполагаемых союзниках.

Так, перед Чеченской войной и во время ее СМИ распространяли сообщения о грабежах, жестоком обращении с пленными, варварстве чеченцев, в частности, в связи с судом шариата (наказание палками, публичные казни и т.п.).

В этом контексте дается оскорбительная информация о лидерах борющихся сторон, их коррумпированности, жестокости, глупости и т.п.

Одновременно такая информация должна показать своих лидеров, сторонников и т.п. в самом выгодном свете. Иными словами, на этом этапе создается «образ врага».

Далее (по степени ущемления), социальный конфликт начинается и сопровождается угрозами в отношении намечаемых противников. Угрозы представляют собой сообщения о возможных действиях, ущемляющих интересы противников, если тот не выполнит определенные требования.

Это еще не насильственные действия, а только сообщения о них, рассчитанные на убеждения и эмоции. Они касаются предмета спора (материальных, экономических, политических и т.п. благ).

Угроза – это и запугивание противника возможными последствиями, и попытка найти компромисс с ним на определенных условиях, и обращение к его здравому смыслу.

Чаще всего она носит форму ультиматума. Например, началу Чеченской войны предшествовал ультиматум российского президента Дудаеву (руководителю Чечни).

Угрозы используются и в процессе развертывания социального конфликта и во время его завершения. Поэтому их выделяют иногда в самостоятельный метод борьбы в рамках социального конфликта.

Как правило, в угрозу включается информация о нанесении противнику какого-то ущерба, если он не выполнит требования, касающиеся предмета конфликта.

Набор возможных санкций в этом случае довольно широк: передача в СМИ компромата, нанесение финансового ущерба, угроза физического уничтожения и т.п.

Очевидно, что угроза затрагивает честь и достоинство субъекта и, как правило, становится одним из факторов, усиливающих конфликт и не всегда парализующих волю противника к сопротивлению. Поэтому угрозу считают тактическим средством в развертывании конфликта.

Вслед за угрозой (по степени конфликтности) следует создание неудобств противнику и причинение ему косвенного ущерба.

Здесь действия направлены не на захват или оборону предмета конфликта, а на создание помех чужой деятельности: студенты разговаривают на лекции и мешают преподавателю ее читать, российские миротворцы в Абхазии мешают противоборствующим сторонам (абхазам и грузинам) воевать, СМИ во время первой Чеченской войны мешали российским генералам вести широкомасштабную войну, ведущую к гибели мирного населения и т.п.

Итак, становление социального конфликта включает следующую последовательность этапов: конфликтная ситуация → социальная напряженность → конфликтные действия.

Последовательность этих этапов может быть и иной: конфликтные действия → социальная напряженность → конфликтная ситуация.

Это случается, когда один из субъектов хочет присвоить себе объект, находящийся в собственности другого субъекта, опираясь на свое превосходство в силе (военной, экономической, идеологической).

Так начинаются конфликты, когда нет объективной противоположности интересов двух субъектов и когда она искусственно создается агрессивными устремлениями одного из субъектов.

Например, колонизация Латинской Америки испанскими конкистадорами, колонизация Сибири русскими казаками, оккупация Прибалтики советскими войсками в 1940 г.

В итоге две указанные тенденции переплетаются между собой, взаимно усиливая одна другую. В результате этого причины становятся следствиями, и наоборот.

Так, оккупация Прибалтики Красной Армией в 1940 г., а затем ее «освобождение» от немецкой оккупации и замена на оккупацию советскую в 1945 г. стали причиной нынешнего конфликта между россиянами и латышами в Латвии, Россией и Латвией после обретения Латвией и Россией независимости от СССР в 1991 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)