Классификации педагогических технологий

К настоящему времени в педагогической науке накоплен целый арсенал педагогических (образовательных) технологий. Разобраться в этом многообразии может помочь известный в науке подход – классификация. Классификация как научный приём предполагает разделение множества на подмножества в соответствии с определенным основанием (признаком). На сегодняшний день существуют разные классификации педагогических технологий, каждая из которых с определённой точки зрения характеризует объект.

Наиболее разнопланово и детально проблема классификации педагогических технологий проработана известным специалистом в данной области педагогического знания Г. С. Селевко. По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий. По уровню применения выделяются общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и др. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Конечно, личность есть продукт действия комплекса факторов, но конкретная технология может делать ставку на один из них.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

Интересно
В монотехнологиях весь педагогический процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют в них роль катализаторов, активизаторов, называются проникающими. К проникающим, например, может быть отнесена технология групповой работы, элементы которой используются во многих технологиях.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) и направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяют: авторитарные, дидактоцентрические, личностноориентированные, гуманноличностные, эзотерические (ребенок – центр информационного взаимодействия со Вселенной) технологии, а также технологии сотрудничества и свободного воспитания.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих технологий:

  • догматические,
  • репродуктивные,
  • объяснительно-иллюстративные,
  • программированного обучения,
  • проблемного обучения,
  • развивающего обучения,
  • саморазвивающего обучения,
  • диалогические,
  • коммуникативные игровые,
  • творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными являются: массовая, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического образования, углубленного изучения предметов), технологии компенсирующего обучения, технологии специального обучения, технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренным) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым подвергается существующая традиционная система, например: педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманноличностная технология Ш. А. Амонашвили и др.), педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые, проблемное обучение, коммуникативное обучения Е. И. Пассова, использование опорных сигналов В. Ф. Шаталова), педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные технологии и т. п.), технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология поэтапного формирования умственных действий), природосообразные (опирающиеся на естественные процессы развития ребенка), альтернативные.

Система педагогических технологий Г. С. Селевко является комплексной, позволяет оценить особенности известных технологий, дать характеристику новой технологии, однако для педагогов-практиков – громоздка и довольно сложна в применении.

В. М. Симонов предлагает классифицировать педагогические технологии по аспектам обучения:

  • мотивационный аспект – технологии мотивационного обеспечения, формирования познавательных интересов;
  • содержательный аспект – технологии интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц;
  • процессуальный аспект – технологии программированного, компьютерного, проблемного, интерактивного обучения;
  • организационный аспект – технологии сотрудничества, погружения в учебный предмет.

Данная классификация связана только с технологиями обучения, тогда как воспитательная деятельность педагога (за исключением мотивационного аспекта) остается вне сферы внимания.

С. А. Маврин ориентируется на следующие признаки классификации (основания):

  • количество обучающихся одновременно обслуживаемых данной технологией (индивидуальные, индивидуализированные, коллективные, массовые);
  • уровень автоматизации педагогического процесса (осуществление учебного процесса с применением электронных устройств или без таковых);
  • направленность действия, целеполагание (профессионально-ориентированные и общеразвивающие технологии);
  • технологичность самой педагогической деятельности (алгоритмизированные и индивидуально-творческие).

А. К. Колеченко считает, что педагогические технологии могут быть классифицированы следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Технологии обучения можно разбить на технологии обучения и самообучения (учения). Технологии воспитания – это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений. Технологии развития связаны с технологиями обучения.

Психическое развитие – это формирование умственных умений, прирост каких-то операций в психике человека. Результатом физического развитии являются физические умения и физические качества личности. Для оценивания результатов обучения, воспитания и развития должны быть диагностические технологии.

Разновидности технологий обучения, воспитания и развития – технологии по коррекции (исправлению), профилактике (предупреждению), терапии (лечению), реабилитации (восстановлению). В системе А. К. Колеченко взаимосвязано представлены основные составляющие педагогического процесса, особенно следует подчеркнуть важность выделения диагностических технологий. Однако в известных и реально работающих технологиях эти аспекты переплетаются, и, следовательно, отнести технологию к той или иной группе можно лишь относительно.

Справедливости ради следует отметить, что подавляющее большинство педагогических технологий, разработанных на сегодняшний день, являются технологиями обучения. Авторы одного из учебников педагогики утверждают, что в воспитании невозможно определить диагностическую цель, нет достаточно точных средств диагностики, а значит невозможно выстроить технологию воспитания. То же самое относится и к технологиям развития. Но если так, то неправомерны понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии. Можно предложить, как минимум, два возражения. Первое ‒ многие технологии обучения на самом деле являются технологиями образовательными (педагогическими).

Например, технология проблемного обучения должна учитывать необходимость воздействия на мотивационно-потребностную сферу личности (невозможно «заставить» решать проблемы), а это уже воспитание. Если эта же технология предполагает становление у учащихся интеллектуальных умений (логических и творческих), то она позволяет решать задачи развития. Второе возражение заключается в следующем: то, что в неполной мере доступно на сегодняшнем уровне развития психологической и педагогической науки, может стать доступным завтра, если от решения проблем не отказываться.

В работе Н. В. Бордовской, А. А. Реан выделены образовательные (педагогические) технологии, специфика которых зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурнообразовательных традиций страны или региона.

Структурно-логические технологии обучения. Они представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому и наоборот. Игровые технологии. Эти технологии представляют собой игровую форму взаимодействия субъектов образовательного процесса (учителя и учащихся) через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). В процессе обучения используются разные виды игр: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные и др.

Компьютерные технологии. Они реализуются в рамках системы «учитель – компьютер – ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.). Диалоговые технологии. Этот вид технологии связан с созданием коммуникативной среды, с расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – автор», «ученик – автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определённых алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения.

Разнообразие подходов к классификации педагогических (образовательных) технологий иллюстрирует сложность проблемы, значимость дальнейших поисков её решения. Но в разнообразии научных подходов весьма непросто разобраться педагогу-практику.

В практических целях удобно выделить следующие группы педагогических технологий, которые реально используются (или могут быть использованы) в учебном процессе в высшей школе:

  • Алгоритмические технологии (имеющие алгоритм действий, четкую структуру) – технология использования опорных конспектов В. Ф. Шаталова, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий и др.
  • Коммуникативные технологии (предполагающие создание среды общения) – технология коллективного способа обучения, технология организации дискуссии, технология «Дебаты», технология группового обучения, технология коммуникативного обучения иностранному языку Е. И. Пассова и т. п.
  • Продуктивные технологии (при использовании которых обучающимися создаются новые продукты) – технология проблемного обучения, технология эвристического обучения, технология проектного обучения, технология организации исследовательской деятельности студентов и др.
  • Игровые технологии связаны с организацией игровой деятельности обучающихся, в процессе которой решаются педагогические задачи ‒ технологии организации дидактических, ролевых, деловых игр.
  • Компьютерные технологии (предполагающие использование возможностей компьютерной техники для организации учебного процесса), например, технология дистанционного обучения.
  • Технологии организации самостоятельной работы студентов ‒ направлены на развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
  • Диагностические технологии ‒ технологии, предназначенные для контроля и мониторинга результатов образования ‒ технология «Портфолио», технология балльно-рейтинговой системы, общественная экспертиза, технология тестирования.
  • Индивидуально-личностные технологии, ориентированные на составление и реализацию индивидуальной программы или маршрута развития обучающегося.

Предлагаемая система педагогических технологий, как и другие классификации в педагогике ‒ относительна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)