Фонетические игры

На каждом занятии проводятся фонетические упражнения. В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения форме игр: «Эхо», «Цепочка», используя журналы «Карапуз», аудиодиск «Трудные звуки».

Интересно
Важно, чтобы каждый ребенок был активен во всех играх (слушание, произношение, подражание). Педагог руководит игрой, замечает, какие фонетические явления освоены воспитанниками, кто испытывает затруднения, а кто почти не нуждается в индивидуальном внимании.

В ходе таких игр ребенок учится управлять движениями своих губ, языка, рта при произнесении русских звуков и слов, пользоваться ударением и интонацией для точной передачи смысла слова и предложения, устранению имеющихся
недостатков.

Считать, что ребенок освоил звук, противопоставительный признак, тип ударения и интонации, можно лишь при условии, если ребенок правильно пользуется ими в собственной речи, при свободном выражении собственной мысли.

При обработке навыков произношения в игре рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий:

  • привлечь внимание ребенка к отрабатываемому звуку, затем ввести новый звук,
  • объяснить артикуляцию звука,
  • предоставить ребенку возможность сначала повторить звук, а затем произнести его в соответствии с игровой ситуацией,
  • формировать умение различать звук, смешивающийся в произношении и реагировать на каждый соответствующими игровыми действиями,
  • имитировать звуковые различия в игре,
  • самостоятельно произносить звуки в игре,
  • включать в игру слова и фразы, содержащие отрабатываемый звук.

«Произнесение слов родного языка, заимствованных из русского». Показать детям, что в их родном языке есть слова, звучащие похоже на русские, но отличающиеся от них произношением какого-то или каких-то звуков (например: телефон, машина, карандаш, барабан и т.д.)

Цель – закрепление умений правильно произносить пары слов, различающихся одним или несколькими звуками. Водящий шепчет на ухо первому ребенку пару слов (стол-стул, роза-коза). Последний ребенок вслух произносит два слова. После этого воспитатель показывает картинки с изображением названных слов. «Кто ты?»

Дети учатся спрашивать двухсловными вопросительными предложениями. Например: за дверью: зайчик. Дети задают вопросы: Ты, ежик?, Ты, мишка?, Ты, собачка?, Ты, кошка? И т.д. А воспитатель вместо зайчика отвечает на те вопросы, которые были высказаны с нужной интонацией.

«Семья»

Ударение на разных слогах. Воспитатель: в одной семье все всегда смеются только так: ха-ха-ха. Только члены семьи все по-разному произносят: бабушка: ха-ха-ха, дедушка: ха-ха-ха.

Как смеется бабушка? А дедушка? То же самое проводится с другими звукосочетаниями: хе-хе-хе, хи-хи-хи, хо-хо-хо.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)