Этапы развития науки методологии педагогики

В настоящее время наблюдается очередной кризис в развитии науки, в том числе и педагогической, связанный с переходом на новый уровень научного познания, который получил название постнеклассического. В развитии науки выделяются три основных этапа, а именно: классической, неклассической и постнеклассической науки.

Классическая наука (наука XVII–XIX вв.) характеризуется следующими основаниями:

  • онтологическими (механицизм, детерминизм, натурализм);
  • гносеологическими (нацеленность на производство объективно-истинностного знания, теоретическая и эмпирическая верифицируемость, представление о субъекте как активном деятельностном и преобразующем начале);
  • методологическими (признание универсального метода объяснения явлений окружающей действительности, сочетание теоретических методов с экспериментальными исследованиями, становление методологии анализа и строгой количественной оценки).

В классической науке природа рассматривалась как самодостаточный объект, являющийся причиной самого себя и управляемый естественными объективными законами. Каждый элемент природы рассматривался в качестве определённого набора форм, скомбинированных механическим образом, разрушая понимание действительности как многообразия.

Интересно
В основе классического способа описания явлений лежало аксиоматическое положение о несущественности воздействия средств наблюдения на измеряемый объект, о независимости наблюдаемых физических процессов от условий наблюдения. Для классического естествознания был характерен монотеоретический способ мышления, подразумевавший существование единственной истинной теоретической парадигмы в объяснении того или иного класса исследуемых явлений.

Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы, а субъективность рассматривалась как препятствие на пути индивида в процессе её постижения. Рациональное обоснование, выступая в качестве универсального метода объяснения природных и социальных явлений и объектов, представляло собой сочетание теоретических методов с экспериментальными исследованиями. В соответствии с доминированием аналитического стиля познания, природа не рассматривалась как единое, синкретичное целое.

Неклассическая наука – концепция, выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ – 60е годы XX в.). Переход от классической науки к неклассической заключался во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента.

Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом. Наука стала изучать не неизменные вещи, а вещи в конкретных условиях их существования. Поскольку исследователь фиксирует только конкретные результаты взаимодействия изучаемого объекта с прибором, возникает некоторый «разброс» в конечных результатах исследования.

Из этого вытекает правомерность и равноправность различных видов научного описания объекта в различных условиях. Вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий, подчеркивая активную роль и вовлечённость субъекта познания в сам процесс получения знаний. Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет абсолютного характера, а зависит от свойств остальных участков сети. Наука этого периода столкнулась с миром сложных саморегулирующихся систем и начала осваивать его.

Картины мира различных наук в это время пока еще отделены друг от друга, но они совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестаёт считаться вечной и неизменной истиной и осознаётся как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире. В неклассической науке наметилась тенденция на сближение естественных и гуманитарных направлений, что стало характерной чертой следующего – постнеклассического – этапа развития науки.

Постнеклассическая наука – этап становления науки, начавшийся в 70х гг. XX века. Чертами данного этапа становится междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы самоорганизации.

Более конкретно основаниями данного этапа являются:

  • в области онтологии – глобализация и усложнение объектов исследования, предметом исследования становятся сверхсложные и эволюционирующие объекты, социализация объектов исследования, возрастание взаимосвязи науки и техники с социальными процессами, актуализация гуманитарных и этических проблем в научном познании;
  • в области гносеологии – усиление влияния субъекта в научном исследовании, значения нравственной позиции учёного в решение проблем (биологических, медицинских, экологических, педагогических и др.), осознание социокультурной природы и консенсуального характера научной истины, осознание принципиально диалогового, коммуникативного характера научного познания, ориентация научных проектов на практический результат, достижение их эффективности и экономической целесообразности;
  • в области методологии – возникновение новых методов познания (компьютерных, синергетических, системных, информационных и др.), методологическая свобода и разнообразие, матрица познания, основанная на осознании и осмыслении контекстуального характера существования, рассмотрения и решения любых научных проблем.

Сутью и содержанием постнеклассического этапа в развитии педагогики является формирование мировозренческих идей, обеспечивающих единство интересов общества и личности в процессе созидания общественнозначимых ценностей на основе принципов социальной справедливости:

  • Основой постнеклассической педагогики является учебнопознавательная деятельность учащихся – учение. Сущностью этой деятельности является познание новых понятий, законов и закономерностей в системе мировозренческих идей. Осваивая идеи, обучающиеся приобретают навыки и умения обобщать и систематизировать факты, способы учебной деятельности, приёмы планирования и самостоятельного овладения новыми знаниями.
  • Учение сопровождает всю жизнь человека, поскольку он получает знания как в процессе стихийного взаимодействия с социальной средой, так и в результате организованного учебного процесса. Иначе говоря, учение присутствует в любой деятельности и представляет собой процесс самореализации творческого потенциала личности посредством поиска наиболее эффективных способов созидания материальных и духовных ценностей, востребованных обществом.
  • Организованные формы учения ‒ это учебная деятельность личности, дающая возможность творческой самореализации в контексте свободно выбранной мировоззренческой идеи, обеспечивающей целостность, стабильность и развитие общества, решая самые разнообразные проблемные ситуации. В связи с этим развитие способности обучающихся к самореализации становится важной целевой установкой в образовании.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)